Оздоровительные технологии

Заболели? - Выздоравливайте!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Обучение студентов Психология развития Лекции по психологии развития

Лекции по психологии развития

E-mail

Л Е К Ц И И

Тема 1. Предмет психологии развития- 6 часов.

Лекция 1.Предмет психологии развития.

 

Возрастная психология – одна из наук о человеке и человеческой жизни, отрасль психологии, изучающая психическое развитие человека от рождения до смерти.

 

Система основных понятий психологии развития.

 

Категории                                                              Понятия

 

1.Макрохарактеристики                            индивид,субъект,                               

                                                                личность человека,

                                                                 индивидуальность.

 

2.Основные линии развития                      онтогенез,

                                                                 жизненный путь.

 

3.Факторы психического развития            наследственность, 

                                                              половой деформизм,  

                                                               среда,воспитание и 

                                                               обучение,собствен-

                                                               ная активность.

 

 4.Общие закономерности                        неравномерность,

                                                                гетерохронность,

                                                                интеграция,

                                                                пластичность.

 

5.Возраст в широком смысле                   паспортный,биоло-

                                                               гический,интеллек-

                                                               туальный,социаль-

                                                               ный,психологичес-

                                                               кий.

 

6.Возраст в узком смысле                     стадии,периоды,фазы

                                                             жизни,сензитивные

                                                             периоды,возрастные

                                                             кризисы.

 

7.Возрастные психические                    социальная ситуация

особенности                                          развития, основные

                                                             противоречия,

                                                           ведущая деятельность,

                                                          психические новообра-

                                                           зования.

 

Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.

Когда в психологии говорят о человеке, то имеют в виду и его макрохарактеристики.

 

Индивид-буквально один из вида, понятие, которое характеризует ак человека к биологический вид – Homosapiens.

Субъект- носитель субъективного, фиксирует деятельность, активное начало в человеке, его способность воздействовать на предметы и других людей, преобразовывать окружающий мир и самого себя.

Личность- человек, который обладает речью, способностью к трудовой деятельности и находится в определенных отношениях с другими людьми.

Индивидуальность- характеризует неповторимость, уникальность человека и то, как он проявляет себя как личность.

Онтогенез- индивидуальное развитие человека как индивида; начинается до рождения, т.к включает в себя внутриутробное развитие и завершается физической смертью.

Жизненный путь- индивидуальная история человека как субъекта, личности, индивидуальности.

Факторы психического развития- это относительно постоянные условия, детерминирующие развитие психики личности в течение всей жизни человека.

Группы факторов:

1.Биологические:

а)наследственность, которая представлена генетической программой и является природной предпосылкой психического развития.

б)половой деформизм.

2.Социальные:

а)среда обитания

б)обучение и воспитание

в)активность человека

 

Лекция 2.Факторы и закономерности психического развития.

Возраст в широком смысле- временная характеристика человеческого развития.

Ни один год развития никогда не равен по своему значению другому, поэтому понятие «возраст» не однозначно.

 

Закономерности психического развития:

1.Источником и движущей силой является возникновение и решение противоречий (между тем, что хотим и что можем, т.е потребностями и возможностями).Разрешение происходит в процессе самосовершенствования человека (физического, интеллектуального, духовного).

2.Суть психического развития составляет изменения психических процессов, состояний, свойств или психических новообрзований.

 

К общим закономерностям психического развития относят:

1.Неравномерность- неодинаковые темпы изменений в разные возрастные периоды – сензитивные периоды.

2.Гетерохронность- проявляется в том, что фазы ускорения в развитии не совпадают во времени или совпадают частично.

20-25 лет – пик сенсорного и психомоторного развития, это оптимальный возраст для достижения наивысших спортивных результатов.

35-40 лет – пик развития речемыслительных функций и интеллектуальной активности.

55-60 лет – пик социальной активности и достижений.

19,24,30 лет – подъем развития памяти.

20,25,32 лет – подъем развития мышления.

Гетерохронность старения – из качеств ума быстрее всего стареют причинность и объективность.

3.Интеграция – проявляется во взаимосвязи развития психических процессов и свойств.

4.Пластичность – адаптация человека к окружающим условиям.

 

Паспортный возраст – исчисляется с даты рождения, учитывается число полных лет, а в раннем детстве его определяют с точностью до 1 месяца.

Биологический возраст – определяется степенью физической и половой зрелости ;с точки зрения соотношения биологического и паспортного возрастов в подростковых классах школы и в спортивных группах образуется 3 группы детей:

1.акселераты – биологический возраст превосходит паспортный.

2.ретарданты – биологический возраст меньше паспортного.

3.биологические ровесники.

 

Интеллектуальный возраст – определяется степенью соответствия интеллектуального развития с помощью специального набора тестов.

Если IQ высокий – превосходит паспортный возраст, то говорят об интеллектуальной одаренности; если IQ низкий, то об умственной отсталости.

Социальный возраст – соотношение социального статуса и уровня достижений самого человека  с социальным статусом и уровнем достижений большинства его ровесников.

Психологический возраст – представление самого человека о его значимости о прошлом и будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лекция 3.Возрастные нормы психического развития.

 

Возраст в узком смысле – временные отрезки или части жизни, характеризуются определенными особенностями развития.

 

   Самые большие части жизни – стадии. Чаще всего выделяют детство, юность ,взрослость, старость.

   Стадии делятся на периоды, а периоды на фазы. Не существует единой периодизации.

 

1.Периодизация «стрела времени» принята СПб педагогической школой.

 

 

 

 

0т рождения до 1 года – младенческий

1-3      ранний

3-6      дошкольный

6-10    младший школьный

10-14  подростковый

14-18     юношеский

18-25     ранняя взрослость

25-40     взрослость

40-55м

40-60ж        поздняя взрослость

55-60-75              пожилой

75-90                       старческий

90 и старше  долгожители

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Модель жизненного пути, популярная на Западе. Ее создал Эрик Эриксон.

 

 

Стадии жизни

Доминирующие параметры

+

-

0-1            год

1-3

3-6

6-11

11-18

18-30

30-60

60 и старше

Доверие

Самостоятельность

Предприимчивость

Умелость

Идентификация Я

Близость

Общечеловечность

Цельность

 

Недоверие

Нерешительность

Чувство вины

Неполноценность

Путаница ролей

Одиночество

Самопоглощенность

Безнадежность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кризисная модель жизненного пути.

 

Кризис в широком смысле – переломный момент в развитии чего-нибудь, от успешности преодоления которого зависит дальнейшее развитие человека.

 

Выделяют:

1.кризис новорожденного

2.кризис первого года

3.кризис трех лет

4.кризис семи лет(первоклассника)

5.подростковый

6.юношеский

7.кризис 18 лет(первокурсника)

8.кризис 25 лет(молодого специалиста)

9.кризис 30-летия

10.кризис 40-летия

11.пенсионный

12,13.кризисы старости

 

Общие признаки возрастных кризисов:

 

1.Возникновение новых противоречий и их обострение.

Выделяются типы противоречий, используя теорию Эрика Берна.

Человек находится в трех состояниях:

а) Я – родитель

б)Я- взрослый

в)Я – ребенок (эмоции,капризы)

2.Активизация процессов самоутверждения ,т.е.повысить самооценку и почувствовать эмоциональное благополучие.

Существует  2 способа самоутверждения:

-         через самосовершенствование

-         за счет других людей.

3.Увеличение числа конфликтов с другими людьми.

4.Формирование психологической защиты.

 

Психологическая защита – любые реакции, к которым человек научился  и прибегает к их использованию для того, чтобы защитить свое эмоциональное благополчие, чтобы самооценка чувствовала себя хорошо.

 

Формы психологической защиты:

 

1.Пассивные (не требуется от человека усилий)

-         отрицание

-         подавление

-         изоляция

-         регрессия

 

2.Активные

-         сублимация

-         рационализация

-         проекция

-         идентификация (отождествление себя с другим человеком).